Икона Божией Матери Игумении Горы Афонской

Гора Афон, Гора Святая,
Не знаю я твоих красот,
И твоего земного рая,
И под тобой шумящих вод.

Лавра Святого Афанасия

Великая Лавра или Лавра святого Афанасия – древнейшая и самая большая из святогорских обителей и стоит первой в иерархии афонских монастырей. Она находится на юго-восточной стороны у подножия Афонской вершины.
Монастырь основал в 963 году преподобный Афанасий Афонский на месте древнего города Акрофи. Он привнес в пещерное и отшельническое монашество систему общежития, киновии, которая впоследствии стала по преимуществу монашеским образом жизни на Афоне.
Финансировал строительство император Никифор Фока, близкий друг святого Афанасия.
В лучшие годы в обители насчитывалось более семисот монахов. Здания монастыря издалека выглядят как укреплённый город, и, действительно, его стены не раз спасали монахов от пиратов и иноземных захватчиков: каталонцев, франков и турок.
Во дворе монастыря находится собор, первоначально посвящённый Благовещению Пресвятой Богородицы. Но сегодня престольный праздник отмечается в день кончины преподобного Афанасия, 5 июля. Преподобный и еще несколько монахов погибли от несчастного случая, во время строительства крыши храма.

Мощи преподобного Афанасия почивают в часовне Сорока Мучеников. Тут же находится известная икона Богородицы «Экономисса».
Возле храма стоит бело-красный каменный фиал – самый большой на Афоне сосуд для освящения воды. Над ним возвышаются два тысячелетних кипариса, современики святого Афанасия, по преданию посаженные его руками.
После кончины св. Афанасия управление Лаврой приняли по его благословению основатель Иверского монастыря св. Иоанн и патриций Н.Уранус. Обитель долгое время процветала, имела знатных благотворителей. Щедрые пожертвования делал сербский государь Стефан Душан. 
Лавра имеет 17 храмов на своей территории и 19 – вне ее. Прославленные Лаврские скиты – Иоанна Крестителя, св. Анны и Кавсокаливия (состоит из 40 калив), Катунакия, Карулия (это место внушает благоговение: природа здесь дикая, кельи стоят на отвесной скале, добираются сюда монахи рискуя жизнью, цепляясь за железные цепи вбитые в скалы, монашеская жизнь здесь очень строгая и аскетичная), Керасия и другие, а также Лавре принадлежат пещеры прпп. Петра Афонского, Афанасия, Нила.

Сегодня 50 монахов проживает в монастыре и 300 монахов за его пределами – в скитах, кельях и пещерах.
В обители хранятся частицы мощей множества святых – святителя Василия Великого, святителя Иоанна Златоуста, преподобного Ефрема Сирина, преподобного Нила Мироточивого, а также один из самых крупных из сохранившихся фрагментов Честного Креста Господня, около двадцати сантиметров длиной. Его хранят в серебренной шкатулке, украшенной бриллиантами, рубинами, изумрудами, жемчугом.

Монастырь Ватопед

Время основания одного из крупнейших святогорских монастырей Ватопед определяется приблизительно 985 годом. Некоторые полагают, что монастырь возведён на месте храма построенного Константином Великим в начале четвёртого века. Он расположен на северо-восточном побережье полуострова между монастырями Есфигмен и Пантократор. 
В конце двенадцатого века сюда пришли два инока – Симеон и Савва, отец и сын, сербы царственного происхождения. Ватопед позднее отдал им разрушенный монастырь Хиландар, который они с помощью сербской знати восстановили. Среди других известных церковных деятелей здесь подвизались – святитель Григорий Палама, преподобный Максим Грек, патриарх Геннадий. 
Патриарх Кирилл V и архиепископ Мелетий во времена владычества турок основали на территории Ватопеда Афонскую академию. 

В соборе храма, освящённом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, сохранились фрески македонской школы четырнадцатого века и прекрасная византийская мозаика. Внутри собора имеется ещё пять храмов и часовен: в честь святителя Николая, святого Дмитрия, Святой Троицы, Святых Архангелов и Богоматери «Утешение», где по традиции совершается пострижение в монашество.
Во дворе храма расположены часовня святых Космы и Дамиана и часовня Святого Пояса, где хранится пояс Пресвятой Богородицы. Сама Матерь Божия подарила его апостолу Фоме после Своего Успения. 
Долгое время пояс хранился в Константинополе, а после вторжения турок был выкуплен Сербским царём Лазарем I, который и передал его в дар Ватопеду.

Ватопед имеет 12 храмов внутри и 19 – вне своей территории. Колокольня монастыря построена в 1427 году, она считается самой древней на Святой Горе.
В истории Ватопеда часто чередовались Уставы монашеского жития: общежитийный (киновия) сменялся своекоштным (при котором каждый из монахов жил на самообеспечении). В 1989 году Ватопед вернулся к первоначальному Уставу киновии.
Хранятся здесь чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: Всецарица, Елеоточивая, Ктиторская и Закланная, являющиеся духовной сокровищницей монастыря. Библиотека содержит приблизительно 2000 рукописей, 25 свитков, значительное количество документов и печатных книг – более 35 000. В ризнице собраны множество церковных облачений и священных сосудов, необыкновенных по красоте и изяществу отделки.
В подчинении монастыря – 24 келлии, скиты св. Димитрия и св. Андрея Первозванного около Кареи. В настоящее время братство состоит из 50 монахов


Иверский Монастырь

Иверский монастырь расположен недалеко от Кареи,столицы Афона и посвящён Успению Пресвятой Богородицы. С этим монастырём связано предание, относящееся к последним временам. 
Иверский монастырь основан в конце X столетия св. Иоанном Иверским (т.е. Грузинским) на месте древней лавры, именуемой Клементос. Св. Иоанн – один из любимых учеников св. Афанасия Афонского – в своё время был советником Грузинского царя Давида, но отказался от светской карьеры и стал иноком. Позднее с ним вместе, в монастыре подвизались его сын Евфимий и племянник Георгий. Основанный св. Иоанном монастырь привлек и других подвижников с его родины.
Со времени основания монастырь был грузинским, но указом Патриарха от 1357 года стал греческим, поскольку греки в то время в обители превосходили грузин численностью. В последующие века Иверон сильно пострадал, как и весь Афон. Иверский монастырь три раза подвергался пожару. Но каждый раз он восстанавливался с помощью пожертвований от правителей Византии, Сербии, Грузии и России.

Во время Греческого восстания за независимость от турецкого ига монастырь отдал свои сокровища, чтобы поддержать народную борьбу. В то время в обители жил Патриарх Константинопольский Григорий V, национальный герой и мученик. Последний грузинский монах умер здесь в 1955 году.
Собор монастыря освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. В нём имеется шестнадцать маленьких часовен и рака с мощами 150 святых, среди которых мощи апостолов Петра, Луки и Варфоломея, святителя Афанасия Великого, мученицы Фотинии, великомученика Георгия, святителя Василия Великого, Святителя Иоанна Златоуста и святых Космы и Дамиана. Основная часть собора построена в конце X века, реконструирована в начале XI века. и восстановлена в 1513 году. Притвор храма украшен фресками с изображением древнегреческих философов, так же как и трапезная Великой Лавры. Среди сокровищ монастыря, имеющих большую художественную и историческую ценность – «лимонное дерево» – серебряный семисвечник за святым престолом и дверь между притвором и папертью, сделанная из черного дерева и отделанная серебром. В монастырее хранится и так называемый, «далматик» (одеяние) императора Иоанна Цимисхия, а также епископские одежды Патриарха Дионисия IV, Евангелие, подаренное российским императором Петром Великим, священные сосуды, а также Евангелие восьмого века, написанное на пергаменте. Во дворе монастыря имеются две часовни: святого Иоанна Предтечи и Богоматери «Вратарница», в которой пребывает одноименная чудотворная икона, часто именуемая Иверской.

Икона «Вратарница»
, по-гречески «Портаитисса», является главным сокровищем монастыря, да и всей святой Горы. Она чудесным образом по морю пришла в Иверский монастырь во времена иконоборчества, а в последние времена, как говорит Предание, она покинет монастырь, после чего и монахи должны будут уйти с Афона. И это – один из признаков близкой кончины мира.
Библиотека Ивирона содержит более 2000 рукописей и 15 литургических свитков, более 20 000 книг. Монастырь имеет скит Иоанна Крестителя, 37 келлий, 10 храмов за пределами монастыря.
Сегодня в братии Иверского монастыря насчитывается около 30 монахов.

Монастырь Хиландар

Святой монастырь Хиландар расположен в одной из густо поросших лесом живописных долин северо-востока Святой Горы Афон примерно в черырёх километрах от моря и монастыря Есфигмен. 
Основателями монастыря были сербские правители XII века Стефан Неманя и его сын Растко. Растко предпочёл монашескую келью царским хоромам и бежал на Афон, где принял постриг с именем Савва. Вслед за сыном прибыл на Афон и отец, принявший постриг с именем Симеон. Они подвизались какое-то время в Ватопедском монастыре, а в 1198 году Ватопед отдал отцу и сыну лавру Хиландар, лежавшую тогда в руинах. По указу императора Алексия III монастырь навеки перешел во владение сербов. В 1200 году почил инок Симеон и сын, ставший со временем архиепископом Сербским перевёз мощи преподобного Симеона из Хиландарского монастыря в Белград. Братия монастыря безутешно скорбела. Но преподобный Симеон явился во сне игумену Мефодию и сказал, что взамен увезенных мощей из его могилки вырастет виноградная лоза. Так и случилось. И поныне та лоза плодоносит и виноград с неё принимают как лекарство от болезней и бесплодия. Владыка Савва и преподобный Симеон являются величайшими святыми своего народа и всех православных. 
Так случилось, что Хиландар, в отличие от других монастырей Афона, процветал на протяжении всего периода турецкой оккупации. А после упразднения турками сербского автономного управления и подчинения Вселенскому Патриарху монастырь пришёл в упадок. Вскоре здесь стали жить в основном болгарские монахи. 
После возвращения Сербии автокефалии в 1879 году, царь Сербии Александр I, посетив Хиландар в 1896 году, выплатил все долги монастыря и оплатил восстановительные работы. Кроме того, он начал присылать сюда сербских монахов и поддерживать обитель финансово, так что со временем Хиландар снова стал сербским.

Соборный храм, основанный в 1293 году Стефаном Уросх Милутин, посвящён празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы и примерно в то же время расписан фресками Македонской школы. За епископской кафедрой храма находится могила святого Симеона. Тут же в храме находится главная святыня монастыря – икона Божией Матери «Трихерусса», по-русски «Троеручица». Она была келейной иконой святого Иоанна Дамасского (XVIII век). В период иконоборчества святой, отстаивая иконы, писал письма императору-иконоборцу Леону III Исавро. Тот же, чтобы оправдать себя, оклеветал его перед сарацинским князем, который приказал отрубить святому руку. Святой Иоанн с отсечённой кистью пришёл к иконе Богоматери и попросил исцелить его. Кисть чудесным образом приросла к руке, и святой Иоанн в память об этом чуде украсил икону серебреной рукой. 
Помимо собора в Хиландаре есть 13 маленьких церквей и часовен, к нему приписаны 15 келий и одно подворье. Монастырь имеет великолепную сокровищницу и библиотеку с богатым собранием славятских рукописей. Среди святынь монастыря – фрагменты даров волхвов Младенцу Христу, орудий страстей Христовых, два фрагмента Честного Древа, мощи святого Иоанна Предтечи, пророка Исаии, святого великомученика Пантелеимона, святого Симеона Стилита, святителя Григория Богослова, мучеников Евстратия и Марины, святителя Никифора Константинопольского, великомучениц Варвары и Екатерины и многих других.
В обители и за ее пределами проживают около 60 сербских монахов.


Монастырь Дионисиат

Монастырь Дионисиат стоит на узкой и крутой скале на высоте 80 метров над уровнем моря, между монастырями Святого Павла и Григориат. Основателем монастыря был преподобный Дионисий из селения Корисос около Касторьи. Дионисий с большим трудом смог собрать средства для основания обители во второй половине XIV века. Общение со святым Дионисием произвело сильное впечатление на императора Алексия III Комнина, который с радостью помог святому в строительстве монастыря. Впоследствии обитель поддерживали щедрыми вкладами императоры династии Палеологов и многие господари Молдо-Валахии. Патриарх Антоний IV в 1389 году официально даровал монастырю именование Патриаршего.
С обителью связана жизнь свт. Нифонта, патриарха Константинопольского, принявшего здесь монашество в середине XV века.
В 1535 году после опустошительного пожара, правители Византии и Молдо-Влахии помогали восстановить обитель. 

Собор монастыря, освященный в честь Рождества Иоанна Предтечи, это типично афонская базилика с покрытыми свинцовой обшивкой куполами. Стены собора украшены великолепными фресками известного мастера критской школы Цорзиса, писанными в 1546 году. 
Наружные фрески трапезной тоже покрыты уникальной росписью, которая представляет из себя удивительное пророчество. Созданные в XVII веке фрески изображают апокалипсические картины войн века XX, в том числе – атомные бомбы, бомбоубежища, самолёты-истребители, огнемёты. Изображён на этих фресках и некий космический луч, с которым человечество до настоящего времени не знакомо. 
Монастырю принадлежат 14 небольших храмов и часовен, 7 келий и ферма.
В Дионисиате находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы, известная под названием «Приветствие Богородицы», вылепленная из воска и мастики. Предание гласит, что эта икона была создана самим апостолом Лукой и что именно эту икону патриарх Сергий или один из его епископов обносил вокруг Константинополя во время осады города войсками авар и славян в 626 году.
Среди святынь монастыря – множество святых мощей, наиболее важными из которых являются десница Иоанна Предтечи и святителя Иоанна Милостивого, мощи свт. Нифонта, святого апостола Луки, святой Параскевы, святого мученика Антипы, святого Власия из Армении, святителя Модеста, Патриарха Иерусалимского, мученицы Фомаиды. 

Здесь подвизались святые Дионисий и Домеций, мученики Макарий и Иоасаф, святой Леонтий Мироточивый, святой Филофей, мученики Геннадий, Иосиф, Христофор и Павел, святительНифонт, патриарх Константинопольский и святой Никодим Святогорец.
Библиотека монастыря содержит 1100 рукописей, некоторые из них украшены миниатюрами, и более чем 15 000 книг, включая бесценные инкунабулы . Сегодня братия насчитывает около 50 монахов.

Монастырь Кутлумуш

Монастырь Кутлумуш расположен недалеко от Кареи, на склоне холма в отдалении от берега. Из сохранившейся купчей грамоты можно сделать вывод, что монастырь существовал уже в 988 году. В последствии он был разрушен. А в тринадцатом веке восстановлен Константином Кутлумусом, как предполагают, турком по национальности, обращённым в православие. Отсюда, вероятнее всего, и произошло название монастыря.
В XIV веке монастырь переживал трудные времена из-за грабежа каталонцев. Время процветания монастыря приходится на вторую половину XIV века при управлении игумена Харитона Имвросского (с острова Имврос). Игумен Харитон получил от императора Иоанна важный документ, подтверждающий привилегии греков на владение обителью (относительно румын, также требовавших на нее официального права). В 1393 году монастырю был дарован статус ставропигиального. В начале XV столетия монахам Кутлумуша разрешили присоедить к обители пустующий монастырь св. Алипия, а в 1428 году патриаршей грамотой Патриарха Константинопольского Иосифа II, который сам ранее был насельником монастыря св. Алипия уже официально подтверждалось, что монастырь св. Алипия отходит к монастырю Кутлумуш.
В монастыре Кутлумуш неоднократно случались пожары. В 1497 году обитель сгорела почти дотла, но была восстановлена благодаря щедрости правителей дунайских княжеств, впоследствии объединившихся в государство Румынию. 
Ещё два раза случались здесь крупные пожары, но всякий раз монастырь восстанавливался за счёт пожертвований благодетелей и патриархов Александрийского и Константинопольского.

Собор монастыря относится к XVI веку и представляет собой типичный образец афонской архитектуры. Его первоначальные фрески, однако, были закрашены. Купол и колокольня – работы XIX века. Монастырю принадлежат 18 келлий и прекрасный скит во имя вмч. Пантелеймона с 22, разбросанными в лесу, каливами. Кроме того, семь храмов расположены на территории обители и столько же – вне ее. Храм Всемилостивой Заступницы назван так в честь чудотворной одноименной иконы Пресвятой Богородицы, хранящейся в нем.
В Кутлумуше хранятся: часть Живоносного Креста Господня, часть стопы праведной Анны (матери Пресвятой Богородицы), глава св. Алипия Стилита, кисть св. мученика Евстратия, частицы мощей святой Марии Магдалины, святой великомученицы Анастасии
, святой Параскевы, святой великомученицы Варвары, святого Харалампия, святого Трифона, святого Елевферия, святого великомученика Пантелеимона, святителя Григория Богослова. 
Библиотека монастыря содержит 662 рукописи и около 3500 печатных книг. Здесь проживает около 30 монахов.


Монастырь Пантократор

Монастырь Пантократор , как и монастырь Кутлумуш посвящён Преображению Господню. Расположен он на северо-востоке полуострова, на скалистом мысу. Пантократор был основан братьями Алексием (имевшим титул командующего военным лагерем) и Иоанном Примикериосом (занимавшим высокий пост в суде). Сначала браья подвизались в небольшой келье, называвшейся Пантократор, но впоследствии и при непосредственной помощи императора Иоанна V Палеолога, родственника Иоанна Примикериоса выросла до размеров монастыря.
В 1362 году обитель была перестроена патриархом Каллистом I. В этот же период в состав Пантократора вошли несколько более мелких монастырей. Основатель монастыря Алексий умер около 1368 года. На пожертвования, сделанные братьями, были построены подворья, существующие до настоящего времени. Дар братьев – икона Христа Пантократора (Вседержителя) – сейчас находится в Эрмитаже.
Монастырь перестраивался и расширялся в XVI веке. Несмотря на огромные долги во времена турецкого ига Пантократор выстоял. В нем жили такие выдающиеся святые, как патриарх Каллист II Ксанфопул, Симеон и Феона, архиепископы Солунские. 
После падения Константинополя монатырь существовал на пожертвования правителей стран, расположенных в низовьях реки Дунай. Благодетельницей монастыря Пантократор была и русская императрица Екатерина Великая.
В 1393, 1773 и 1948 годах монастырь пострадал от пожаров, но, к счастью, не был разрушен полностью.
В небольшом по размерам главном соборе похоронены иноки Алексий и Иоанн, основатели монастыря. В этом же храме хранится чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Герондисса» – Старица. От этой иконы происходит множество чудес. По преданию, однажды через эту икону Матерь Божия возвестила о близкой кончине игумена монастыря и попросила одного из священников поскорее закончить литургию, чтобы игумен успел перед смертью причаститься.
В настоящее время 7 храмов расположены на территории обители, а еще 7 – вне ее. Пантократор имеет 5 келлий в районе Кареи. Сейчас у монастыря множество подворий в Греции, Малой Азии и Валахии. В подчинении обители находится скит пророка Илии, вкотором подвизался и наставлял иноков святой Паисий Величковский. Монастырю принадлежат также 5 келлий и 38 калив на Капсале. 
В обители находится много святынь, среди них: мощи вмч. Феодора Стратилата, св.бессребников Космы и Дамиана , а также частица Животворящего Креста, часть щита св. Меркурия, иконы XIV века. Иконостас собора, вероятно, самый древний на Афоне. 
Библиотека содержит около 350 рукописных кодексов и примерно 3500 печатных книг. В братии – 15 монахов.

Монастырь Ксилопотам

Монастырь Ксиропотам расположен на склоне лесистого горного хребта в центральной части полуострова, в отдалении от берега моря, на пути из порта Дафни в Карею. 
Существует несколько версий связанных с основанием обители, но над дверью храма монастыря сохранилась надпись, повествующая о том, что царевна Пульхерия, дочь Аркадия, первая построила этот святой монастырь, а вторым строителем его был Роман вместе с иноками из Симонопетра. Датируется эта надпись 969-70 годом.
Первым игуменом обители был прп. Павел Ксиропотамский, представитель царского рода. О нем упоминается в I Типиконе Святой Горы (971 год). От него и получил своё название монастырь. Преподобный Павел жил в этих местах отшельником и по его ходатайству Император Роман восстановил монастырь императрицы Пульхерии. Он был выдающимся духовным руководителем, выступал против крупных монашеских общин, которые создавал преподобный Афанасий. В XI веке обитель Ксиропотам – одна из самых богатых и процветающих на Святой Горе. Тогда ее владения простирались до Иверского монастыря и до монастыря Святого Павла. С течением времени монастырские владения уменьшились, но и теперь Ксиропотаму принадлежат немалые пространства, покрытые лесами; среди которых особенно выделяется каштановый лес.
В XIII веке , после Флорентийского собора, монастырь принял унию с Римом по указанию императора Михаила Палеолога. Однако во время первой совместной литургии произошло мощное землетрясение и уничтожило монастырь. Присутствующему при этом императору удалось спастись, а все монахи погибли. Сын императора Михаила, Андроник восстановил Ксиропотам как православный монастырь.

Особо трудными для Ксеропотама были века турецкого ига. Пожары, подати, которыми турецкие власти обложили монастыри Святой Горы, а также бесчисленные имущественные тяжбы с соседними монастырями наносили обители огромный ущерб. 
Турецкий султан Селим (1512 – 1520) щедро жертвовал на Афонские монастыри, а особенно на Ксиропотам, потому что во сне к нему пришли Сорок Мучеников Севастийских и повелели помогать этому монастырю.

После пожара 1609 года, полностью уничтожившего обитель, монастырский собор был восстановлен в 1761 – 1763 годах и расписан в 1783. Кроме собора, на территории обители находятся еще 7 храмов. Монастырю принадлежат 4 келлии и представительство в Карее. Кроме того, большинство построек в порту Дафни также является собственностью Ксиропотама.
В обители хранится самая большая в мире частица Честного Креста с отверстием от одного из гвоздей. 
Эта частица вставлена в деревянный Крест, по преданию, пожертвованный императрицей Пульхерией. Из других святынь в монастыре хранятся: мощи святителя Поликарпа, Сорока Мучеников Севастийских, святителя Григория Богослова, святителя Иоанна Златоуста, святителя Василия Великого, святого Григория из Армении, мучеников Прокопия, Игнатия и Трифона, частицы одежды со следами крови святого Дмитрия Солунского
 и миро от его мощей, также фрагменты даров волхвов, которые они принесли Младенцу Христу.
Сейчас в монастыре Ксиропотам живет около 60 насельников, включая келлиотов.


Монастырь Зограф

Монастырь Зограф стоит у подножия лесистого холма, поднимающегося от западного побережья полуострова, в часе ходьбы от порта Дафни и в трёх часах от Кареи.
Монастырь был основан в начале X века тремя братьями-монахами, родом из Охриды: Моисеем, Аароном и Иоанном. Однако между ними возникло несогласие по поводу того, какому святому или празднику посвятить обитель. Прп. Моисей предлагал построить ее во имя Пресвятой Богородицы, прп. Аарон – свт. Николая, а прп. Иоанн – вмч. Георгия. После долгих споров они оставили на ночь в алтаре храма иконную доску, покрытую левкасом, и встали на молитву. Утром, отперев храм, они с удивлением увидели, что на доске был изображён лик святого великомученика Георгия, в честь которого и был освящен монастырь. После этого чуда монастырь стали называть Зограф, т.е. Художник.
Уже в X веке в I Типиконе Святой Горы встречается подпись игумена монастыря Зограф, но о судьбе монастыря вплоть до XIII в ничего неизвестно. Причиной тому – пожары, уничтожившие монастырские архивы. 

10 октября 1276 года в Зографе были сожжены латинянами 26 преподобномучеников, отказавшихся принять унию с Римом. В память этого события в 1873 году в монастыре был установлена символическая гробница. 
До середины XIX века с болгарами в монастыре жили сербы и греки. В эту эпоху службы велись по-гречески и по-славянски. Но постепенно обитель стала исключительно болгарской. Знаменательно, что в годы разрыва общения Болгарской Церкви с Константинопольской братия монастыря осталась под омофором Константинопольского патриарха.
Соборный храм монастыря был возведён в 1845 году. Кроме него, на территории обители расположены еще 8 храмов и 8 – за её пределами. В Карее монастырю принадлежат две мастерские и представительство при Протате.

Главная святыня монастыря – нерукотворный образ вмч. Георгия. С ним связано ещё одно чудо. Под левым глазом святого Георгия, на ланите, виден кончик пальца епископа Водеи, который не поверив рассказу о чуде появления этой иконы, постучал пренебрежительно по иконе пальцем. Здесь также хранятся две особо почитаемые иконы Пресвятой Богородицы, именуемые «Акафистная» и «Епакууса», то есть отвечающая на молитвы.
В монастыре хранятся: частицы древа Животворящего Креста Господня, цастицы мощей апостола Андрея, святого Первомученика Стефана, великомученика Георгия, священномученика Игнатия, мученика Антипы, святителя Афанасия Великого, святителя Евтихия, патриарха Константинопольского, мученика Никиты, священомученика Харалампия, святого Нестора и преподобной Матроны Хиосской. 
Библиотека содержит 126 греческих и 388 славянских рукописей и приблизительно 10000 печатных книг. Сейчас в монастыре живет около 10 монахов-болгар.

Монастырь Дохиар

Святой монастырь Дохиар расположен в юго-западной части полуострова, между монастырями Зограф и Костамонит, на крутом склоне холма, спускающегося к морю.
Обитель была основана в X веке учеником святого Афанасия Афонского святым Евфимием, бывшим келарем (греч. – дохиарис) Великой Лавры. Сначала св. Евфимий основал маленький монастырь во имя свт. Николая. В начале XI века, при новом игумене, под давлением пиратов монахи переселились на новое место, где сейчас и располагается монастырь. Здесь же монастырь получил новое название в честь своего основателя – Дохиар. Немного позже собор монастыря был освящен в честь Архангелов.
В XIV столетиинаступили трудные времена, но император Иоанн Палеолог V и сербский государь Стефан Душан оказывали монастырю разнообразную помощь. В следующем столетии обитель пережила период самого тяжёлого упадка. В ХVI веке с помощью игумена Александра, молдо-валахского господаря и его жены монастырь был возрожден после турецкого погрома. Во времена греческого восстания против Османской империи турки не только жестоко пытали монахов, но и разграбили все монастырские ценности.
Среди достопримечательностей монастыря – собор XVI века, возведённый на средства молдавского правителя Александра и его жены Роксандры, был расписан художником Цорзисом последователем Критской школы. 

Дохиар насчитывает 15 храмов и келью Всех Святых в Карее. Самый известный храм – часовня «Горгоиписуса» стоит возле входа в собор. Здесь хранится одноимённая икона Пресвятой Богородицы, одна из самых любимых и почитаемых святогорских икон. История этой иконы такова: как-то в 1654 году эконом монастыря проходил мимо иконы с зажжённой свечкой, освещающей ему путь в темноте. Свечка ярко горела и дымила. Вдруг со стороны иконы раздался чей-то голос «Никогда больше не ходи здесь, коптя на Мой образ своим дымным факелом!» Инок не принял сие всерьёз, думая, что кто-то из братьев решил подшутить над ним.Через несколько дней он опять шёл мимо иконы с коптящей свечой. 
На этот раз гологоворивший ему голос был более суров: «О, монах, недостойный этого имени, доколе ты будешь столь дерзко и непочтительно коптить на Мой образ?» И в то же мгновение провинившийся ослеп. Опустившись на колени, он умолял Богородицу простить его, и Она ответила: «Твоя молитва услышана, и ты снова, как того желаешь, сможешь видеть. Передай и остальным инокам ... пусть впредь припадают ко Мне в горе и печали, и Я с готовностью выслушаю их, а также и всех право верующих христиан, прибегающих ко Мне, ибо меня называют Скоропослушницей».

В монастыре также хранятся: частица Животворящего Креста Господня, мощей святого Иоанна Крестителя, святой Марии Магдалины, преподобного Давида Солунского, святого Харалампия, святителя Иоанна Златоуста. 
Сегодня Дохиар насчитывает 30 монахов.


Монастырь Каракал

Святой монастырь Каракал расположен высоко над морем, на пологом склоне между монастырями Великая Лавра и Ивероном. 
Первые постройки здесь были возведены римским императором Каракалой ещё во втором веке, но он был язычником и к монастырю как такового отношения не имеет. Есть версия, что основал обитель монах по имени Каракал в начале XI века. Этот монастырь упомянут в документах Прота Никифора уже в 1018 году.
В XIII веке после пиратских набегов и латинского давления Каракал полностью опустел. Он был возрожден императорами Андроником II Палеологом, Иоанном V и патриархом Константинопольским Афанасием. Однако подвергся нападению пиратов и вновь был разорен.
В XVI веке с помощью валахского господаря Иоанна Петра Рареса, принявшего в конце жизни монашество в этом монастыре, и с разрешения султана Сулеймана, монастырь был восстановлен. После большого пожара 1875 года монастырь снова был возрожден. Из его построек больше всего заслуживает внимания Петрова башня, сооруженная в XVI столетии – самая большая из всех башен на Святой Горе.

Каракал сыграл значительную роль в борьбе греков против турецкого ига. В 1854 году игумен Каракала отец Дамаскин подарил лидеру греческого партизанского движения великолепную лошадь Цамису Каратасосу. Об этом стало известно туркам и игумена изгнали из монастыря.
Собор Каракала построен в XVI веке и освящен во имя первоверховных апостолов Петра и Павла
.
Монастырь имеет 5 храмов на своей территории, 2 – вне ее, ему также принадлежат 18 келлий. 
Среди святынь монастыря – частица Животворящего Креста Господня, глава апостола Варфоломея, цастица мощей святого Иоанна Крестителя, святого апостола Андрея, святого мученика Игнатия, священномученика Харалампия, мученика Трифона, великомученика Меркурия, святой Параскевы, святого Антипы, святого великомученика Георгия, мученика Ореста, глава святого Христофора и мощи других святых. Библиотека содержит 279 рукописей и 2500 печатных книг. 

В монастыре проживает около 30 монахов.

Монастырь Филофей

Монастырь Филофей расположен в двух с половиной часах ходьбы от Кареи и в получасе от монастыря Каракал. Он стоит на возвышенности в северовосточной части полуострова в окружении садов и огородов.
Обитель была основана в конце X века преподобным Филофеем, современником св. Афанасия Афонского. Но ещё в 323 – 327 годах на этом месте находилась епископская резиденция, построенная Константином Великим. Впервые о монастыре упоминается в меморандуме Прота Никифора в 1015 году. 
В течение первых лет турецкого ига, в начале XVI века, игумен Дионисий расширил монастырь, изменил его статус с особножительного на общежительный и ввёл в качестве богослужебного языка греческий вместо церковнославянского. Это вызвало недовольство братии и ему пришлось покинуть Святую Гору. Он поселился на горе Олимп, где основал монастырь, до сегодняшнего дня называемый его именем. Впоследствии он был причислен к лику святых и теперь известен нам как преподобный Дионисий Олимпийский.
В середине XVII века российский государь Алексей Михайлович дал разрешение филофейским монахам каждые семь лет собирать милостыню на территории России. Молдо-валахский господарь Григорий Гика был также одним из наиболее известных благотворителей монастыря.

Одним из наиболее известных и почитаемых греками святых – инок монастыря Филофей – Косма Этолийский, живший в восемнадцатом веке. Он много путешествовал по оккупированной турками Греции в один из тяжелейших периодов её истории, призывая народ не поддаваться влиянию турецкой культуры и стараться сохранить Православие путём строительства храмов и школ. Известны множества его предсказаний о судьбах Греции и мира. Он принял мученическую смерть в 1779 году от рук турок.
Разрушительный пожар 1871 года оставил невредимым новый собор, построенный в 1746 году на основании старой церкви. К монастырю относятся 9 небольших храмов и часовен и 13 келлий, одна их них находится в Карее и посвящена святому Косме Этолийскому.

Среди святынь, хранимых в монастырской ризнице: десница Иоанна Златоуста, частица Животворящего Креста Господня, мощи святого великомученика Пантелеимона, Дмитрия Солунского, священномученика Харалампия, святой Параскевы и мученика Исидора Хиосского. Здесь также хранятся чудотворные иконы: «Гликофилуса» – Сладкое Лобзание, на которой изображена Богородица, целующая Божественного Младенца. По преданию, эта икона как и «Портаитиса» приплыла на Афон по морю. И ещё одна чудотворная икона принадлежит монастырю – «Герондиса» – «Старица». В настоящее время обитель насчитывает приблизительно 60 монахов.


Монастырь Симонапетра

Монастырь Симонопетра (камень Симона) стоит на высоте 330 метров над уровнем моря. Монастырь основан около 1257 года преподобным Симоном, который назвал его «Новым Вифлеемом».
Строительство монастыря давалось тяжело, ведь работы велись на краю отвесной скалы. Как-то раз преподобный Симон попросил своего келейника Исаию отнести трудящимся вина. По пути Исаия оступился и сорвался со скалы. Преподобный Симеон, скорбя, попросил братию спуститься за телом келейника. Но Исаия остался цел и невредим, даже вино из кувшина, который он нес, не пролилось. Это чудо вдохновило всех, и работа заспорилась. А место это с тех пор назвали «Симонопетра» в память о твёрдой вере его основателя. Мысль назвать монастырь в честь Рождества Христова пришла к нему, когда на этом месте несколько раз появлялась яркая звезда, давшая знак преподобному начать здесь строительство обители.
Был случай, когда монастырь посетила своей милостью Пресвятая Богородица. У иноков закончился масло. И вот после всенощной праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы сосуды с маслом чудесным образом наполнились. 
В 1363 году монастырь получил щедрое пожертвование от сербского государя Иоанна Углиеса, почитаемого в связи с этим в качестве второго основателя монастыря. Его дочь получила исцеление по молитвам преподобного Симона, а он сам впоследствии принял постгиг и монашествовал в Симонопетре. 
В 1570 году в результате пожара исчезли бесценные документы, связанные с историей обители. Поэтому многие факты навсегда сокрыты от нас.

В 1622 году снова случился пожар, повредивший собрание монастырских летописей. Хотя монастырь никогда не подвергался разорению от пиратов, тяжелейшие турецкие налоги привели к тому, что монахи оставили обитель.
Известный церковный деятель Иоасаф Митиленский собирал для монастыря деньги. Он же подарил обители частицу левой руки Марии Магдалины.
Здесь также хранятся: фрагмент Животворящего Креста Господня, частицы мощей святого Иоанна Крестителя, святого Великомученика Пантелеимона, великомученицы Параскевы,великомученицы Варвары
, мученицы Евдокии, глава святого Павла исповедника, глава патриарха Иерусалимского Модеста, частицы мощей пророка Наума, преподобного дионисия Закинфского, мученика Сергия и других святых.
Монастырь имеет 4 храма на своей территории и 8 за его пределами.

Монастырская братия насчитывает 50 монахов.

Монастырь Святого Павла

Обитель расположена у западного подножья Горы Афон недалеко от Дафни и скалистых вершин скита Святой Анны и Карули.
Строителем монастыря был, по преданию, преподобный Павел Ксиропотамский, живший в X веке. Но ещё при царе Константине Великом в четвёртом веке на этом месте существовала христианская община. Этот факт подтверждают сохранившиеся гробницы с надписями того времени.
По другой версии монашеская жизнь возобновилась здесь благодаря усилиям сына Византийского императора Михаила Куропалата по имени Прокопий. Прокопия жестоко изувечил Лев Армянин, захватив престол после смерти императора Михаила. Прокопий удалился на Святую Гору и принял здесь монашество с именем Павел.
После нападения на Афон каталонцев монастырь, утратив на время свою самостоятельность, превратился в келлию Ксиропотама. В 1370 году он вновь обрел независимость и, благодаря покровительству сербского владетеля Георгия Бранковича, стал укрепляться. В XV-XVII веках здесь селились славянские монахи.

Соборный храм Сретения Господня отстраивался заново в 1844 году. Он полностью облицован мрамором, иконостас храма – образец афонской школы резьбы по дереву. Наиболее древнее из сохранившихся зданий – оборонительная башня XVI века.
В монастыре хранятся мощи святого Василия Великого, преподобного Максима Исповедника, святителя Григория Богослова, святых Каллиника и Агафии и глава святой Феодоры Александрийской.
Обители принадлежат 12 небольших храмов и часовен, 3 келлии в Карее и 2 скита – Новый и святого Димитрия. Скит святого Димитрия был основан в восемнадцатом веке, здесь построен центральный храм (кириакон) и 25 калив. В скиту святого Димитрия живут монахи-румыны. Новый Скит расположет у моря. В нём 28 калив и кириакон, посвящённый празднику Рождества Богородицы. Насельником этого скита был преподобный Никодим Святогорец.


Монастырь Святого Павла

Обитель расположена у западного подножья Горы Афон недалеко от Дафни и скалистых вершин скита Святой Анны и Карули.
Строителем монастыря был, по преданию, преподобный Павел Ксиропотамский, живший в X веке. Но ещё при царе Константине Великом в четвёртом веке на этом месте существовала христианская община. Этот факт подтверждают сохранившиеся гробницы с надписями того времени.
По другой версии монашеская жизнь возобновилась здесь благодаря усилиям сына Византийского императора Михаила Куропалата по имени Прокопий. Прокопия жестоко изувечил Лев Армянин, захватив престол после смерти императора Михаила. Прокопий удалился на Святую Гору и принял здесь монашество с именем Павел.
После нападения на Афон каталонцев монастырь, утратив на время свою самостоятельность, превратился в келлию Ксиропотама. В 1370 году он вновь обрел независимость и, благодаря покровительству сербского владетеля Георгия Бранковича, стал укрепляться. В XV-XVII веках здесь селились славянские монахи.

Соборный храм Сретения Господня отстраивался заново в 1844 году. Он полностью облицован мрамором, иконостас храма – образец афонской школы резьбы по дереву. Наиболее древнее из сохранившихся зданий – оборонительная башня XVI века.
В монастыре хранятся мощи святого Василия Великого, преподобного Максима Исповедника, святителя Григория Богослова, святых Каллиника и Агафии и глава святой Феодоры Александрийской.
Обители принадлежат 12 небольших храмов и часовен, 3 келлии в Карее и 2 скита – Новый и святого Димитрия. Скит святого Димитрия был основан в восемнадцатом веке, здесь построен центральный храм (кириакон) и 25 калив. В скиту святого Димитрия живут монахи-румыны. Новый Скит расположет у моря. В нём 28 калив и кириакон, посвящённый празднику Рождества Богородицы. Насельником этого скита был преподобный Никодим Святогорец.

Монастырь Ставроникита

Монастырь Ставроникита – самый маленький на Святой Горе. Он находится на восточной стороне полуострова между Иверским монастырем и обителью Пантократор, примерно в полутора часах ходьбы от Кареи.
Существует несколько преданий об основании монастыря. Одна из версий рассказывает о двух монахах Ставросе и Никите живших в этих местах. Другая повествует о человеке по имени Никифор Ставроникита, придворном императора Иоанна Цимисхи. Третье предание упоминает инока Никиту, который занимался изготовлением крестов. 
История обители берет начало из глубины X-XI столетий. Монастырь упоминается в указе Прота Никифора в 1012 году. После латинской оккупации 1204 – 1261 годов и бесчисленных пиратских набегов обитель некоторое время пустовала, а позже была присоединена сначала к Кутлумушу, а затем к Филофею. В 1533 году игумен монастыря Геромериос Григорий выкупил монастырь у Филофея. В том же году патриаршим указом обитель была признана ставропигиальной. Игумен и его близкий друг патриарх Константинопольский Иеремия I много трудились над восстановлением разрушенных построек. Воссозданную обитель они посвятили Николаю Чудотворцу.
Строительство собора завершилось в 1546 году, он был украшен фресками известного представителя Критской школы Феофана и его сына Симеона. Храм освящен в честь свт. Николая. Трапезная монастыря была также расписана Феофаном. В обители имеются иконы двунадесятых праздников принадлежащие его кисти.
В монастыре не раз случались сильные пожары. Последний пожар 1879 года был наиболее разрушительным. Подобно другим монастырям, Ставроникита был приведен в бедственное состояние чрезмерными налогами, которыми обложили обитель турки. Его долг, приложив огромные усилия, оплатил игумен Ватопедского монастыря Феофил.

Одна из наиболее ценных святынь монастыря – мозаичная икона свт. Николая XIII-XIV веков, именуемая «Стриедас». После того как настоятель Григорий восстановил монастырь, один рыбак выловил сетью эту икону, к которой приросла крупная устричная раковина. Икона пролежала на дне морском 700 лет. 
В монастыре хранятся мощи святого Иоанна Крестителя, святого Первомученика Стефана, святителя Иоанна Злотоуста, святителя Амвросия Медиоланского, святителя Василия Великого, святителя Григория Богослова, Сорока Мучеников Севастийских и часть Животворящего Креста Господня.
Обители принадлежат 33 каливы в Капсале и 4 келлии. Монастырь имеет 4 храма на своей территории и 2 – за ее пределами.

В настоящее время в нем живут около 30 монахов.

Монастырь Ксенофонт

Ксенофонт стоит у подножия холма на берегу между Дохиаром и Русским Свято-Пантелеимоновым монастырём.
По преданию на месте монастыря в 520 году святым Ксенофонтом был возведён храм, посвящённый святому Дмитрию. 
С историей основания монастыря связан ещё один святой, живший в X веке – преподобнй Ксенофонт, о котором в житии основателя Лавры Афанасия Афонского сказано, что он исцелил в Милопотаме брата Афанасия Феодора. 
В текстах монастырь впервые упоминается в годы правления императора Никифора III Вотаниата. Монастырь в целом процветал вплоть до взятия Константинополя турками и окончательного порабощения ими Византии.
Последующая история обители особо не отличается от истории других Афонских монастырей
. Здесь также имели место разрушения в результате пиратских набегов и последующее восстановление при поддержке, главным образом, византийских императоров, а с XVI века правителей придунайских княжеств и других лиц.
Ксенофонт – первый из монастырей после установления идиоритмического образа жизни на всем Афоне возвратился к общежительному житию в соответствии с грамотой патриарха Гавриила IV (1784). 
В начале XIX века (1817) в результате пожара сгорела значительная часть монастыря, а также многие старинные документы. Однако вскоре он был восстановлен и даже расширен с помощью бывшего митрополита Самаковского Филофея, который покинул свою епископию и остаток жизни провел монахом в монастыре Ксенофонт. 
Новый собор был построен в 1819 году. Это самый крупный из греческих соборов на Афоне. Здесь находятся две большие и очень ценные мозаичные иконы Святых Георгия и Димитрия.

Кроме двух соборов монастырь располагает также 19 часовнями. На территории монастыря находятся 11 часовен, остальные за ее пределами. Монастырю принадлежит келья Святого Андрея в Карее и скит Пресвятой Богородицы, основанный в 1760 году иеромонахом Сильвестром и монахами Евфраимом и Агапием.
В монастыре хранятся две чудотворные иконы – Матери Божией и святого Георгия. Здесь же находятся мощи святого великомученика Георгия, апостолов Варнавы и Филиппа, святого Стефана, святого великомученика Феодора Тирона, святого Аркадия (сына основателя), святителя Иоанна Златоуста, святой Марины и святого Модеста.

В монастыре и на принадлежащих ему территориях сегодня проживает около 60 монахов.

Монастырь Григориат

Григориат находится на юго-западе полуострова между Дионисиатом и монастырём Симонопетра. Он построен на выступающей в море скале.
Обитель основана в XIV столетии Григорием Синаитом и его учениками. В одном документе упоминается имя Григория Сирийского, возможно ставшего приемником Григория Синаита.
Пожары 1500 и 1762 годов уничтожили архив монастыря. Монастырь неоднократно подвергался нападениям пиратов. Обитель восстанавливалась с помощью православных государей, среди которых – Иоанн Стефан Великий, господарь Молдавии. 
Он сыграл основную роль в возрождении обители и поэтому по праву считается вторым его основателем.

После разрушений от пиратов и пожара 1762 года монастырь восстанавливал игумен Иоаким. Он построил собор, который посвятили Николаю Чудотворцу. В этом храме хрянятся две прославленные иконы Богородицы – «Галактотрофуса» (Млекопитательница) и «Пантанаса» (Всецарица). Последняя является даром царевны Марии Палеолог, супруги святого Стефана великого из Румынии.
Монастырю принадлежат 10 храмов, 3 кафисмы и 4 келии в Карее.

Среди святынь Григориата: фрагменты древа Креста Господня, стопы и десница святой мученицы Анастасии Римляныни, глава святой Фотинии Самарянки, глава святителя Григория Назианзина, глава великомученика Кириака, мощи священномученика Дионисия Ареопагита, святых Космы и Дамиана, мученицы Иулиты.

Сегодня в монастыре подвизается около 70 человек.

Монастырь Эсфигмен

Есфигмен стоит на восточном побережье полуострова Афон, вблизи монастыря Хиландар у самого моря. 
Святогорцы считают, что Есфигмен был основан в пятом веке святой Пульхерией и её братом императором Феодосием II в пятистах метрах от нынешнего местоположения монастыря. Но в 1048 году первый монастырь был разрушен лавиной. Его заново отстроили уже в XI веке на новом месте, чему имеется подтверждение в древних документах.
До прихода турок поддерживаемый византийскими и сербскими властями монастырь процветал. Есфигмен много пострадал от пиратских набегов и разрушительных пожаров. 
Рукописи повествуют о трёх разрушительных набегах пиратов: в 873, 1047 и 1534 годах. Последний был самым тяжелым и сопровождался пожаром, так что монастырь был, фактически, стёрт с лица земли, а насельники уведены в плен. Известно имя одного инока, Акакия, выкупившего у пиратов братию, 100 томов книг и золотые печати. В XVI-XVII веках обитель возродилась стараниями иноков и при помощи Русского царя Алексея Михайловича Романова.

В стенах Есфигмена были воспитаны такие подвижники, как св. Анастасий, патриарх Константинопольский и св. Григорий Палама,архиепископ Солунский.
В стенах Есфигмна принял постриг основатель русского монашества преподобный Антоний Киево-Печерский.
Между 1821 и 1832 годами Есфигмен оккупировала турецкая армия и использовала его в качестве своего гарнизона. Восстановление обители монахом Агафангелом из скита св. Анны длилось с 1832 по 1871 годы. Тогда были возведены все его великолепные постройки, включая колокольню, храмы, убранство собора и южные ворота. 

Монастырю принадлежит 14 храмов на территории и за пределами обители.
В монастыре хранятся мощи святого апостола Иакова, сына Алфеева, святой Марии Магдалины, святой Марины, святителя Григория Паламы и часть Животворящего Креста Господня, подаренная святой Пульхерией.


Число насельников монастыря достигает 65 человек.

Монастырь Пантелеймонов

Монастырь святого вмч. Пантелеимона расположен на берегу моря между монастырями Ксенофонт и Ксиропотам. Обитель также называют Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь или просто Руссик.
На своем нынешнем месте у моря обитель появилась после 1765 года. Раньше она располагалась дальше от моря, где сегодня стоит «старый Руссик», или «монастырь Фессалийца», основанный в начале XI века богатым христианином из Фессалии. В это время на Святую Гору стали приходить первые русские монахи, обосновываясь в монастыре Ксилургу. Вскоре он переполнился и не мог больше вмещать в себя всех желающих, поэтому Священный Кинот по просьбе игумена Лаврентия передал монахам опустевший к тому времени монастырь Фессалийца. 
Обитель Ксилургу была преобразована в скит и остается им до сего дня.

До конца пятнадцатого века насельниками обители были в основном греки. После освобождения Руси от монголо-татарского ига начинается массовый приток русских иноков на Святую Гору.
После непродолжительного периода расцвета монастырь беднеет. К середине XVIII века Руссик пустеет. Григорович-Барский, паломник-монах и писатель восемнадцатого века при первом своем посещении Святой Горы застал в монастыре всего четырех монахов – двоих русских и двоих болгар, а во второй раз – никого.
Впоследствии монастырь вновь попадает в руки греков. В 1667 году епископ Иериссонский Христофор выстроил небольшой храм на новом месте у моря, освященный в честь Вознесения Господня. В этом месте в 1800 – 1820 годах и был построен с помощью правителей балканских и придунайских княжеств нынешний Пантелеимонов монастырь. Особо щедрые пожертвования сделали в первой четверти прошлого века господарь Молдо-Валахии Скарлат Каллимах (именно на его средства был возведен соборный храм). В 1806 году Патриарх Каллиник V своим указом утвердил в монастыре общежительный устав.

В годы Греческого восстания Руссик, как и большинство афонских обителей, вновь пришел в запустение. Монастырь находился в бедственном положении. А с 1840 года в нем вновь стали появляться русские насельники. Вскоре они, как и прежде, составили большинство братии, вследствие чего в 1875 году после долгих лет – был вновь избран русский игумен, и Руссик стал действительно русским монастырем. Щедрые дары и пожертвования русской царской семьи способствовали быстрому возрождению обители. К концу XIX века в Пантелеимоновом монастыре жило более 1000 монахов, много русских жило и в других монастырях, скитах и келлиях Святой Горы.

Соборный храм монастыря был построен в 1821 году. Он увенчан типично русскими куполами – «луковками» с позолоченными крестами. Богато украшенный иконостас выполнен русскими мастерами. Согласно правилу, принятому в 1875 году, службы в этом храме совершаются на двух языках – греческом и славянском.

Напротив входа в собор находится трапезная вмещающая до 800 человек, построенная в 1890 году.
К собору пристроен придел Успения Богородицы, к западу от библиотеки расположен храм свт. Митрофана. В северной части монастыря расположены храмы, а также храмы-параклисы: в честь Вознесения Господня, прп. Сергия, вмч. Димитрия, Архангела Михаила, прп. Герасима, свв. Константина и Елены, равноапп. кнн. Владимира и Ольги, а также храм Покрова с приделом святого благоверного князя Александра Невского. К сожалению, после разрушительного пожара из 8 храмов, находившихся в южной части монастыря, сохранилось лишь 2: прп. Саввы и свт. Николая.
Монастырю принадлежит ещё 2 храма за его пределами, а также 5 келлий: прп. Евфимия, свв. Космы и Дамиана, Живоносного Источника, первомч. Стефана и вмч. Георгия. Монастырю также принадлежит подворье Хромица, скит Богородицы (Ксилургу), скит Новая Фиваида и Старый Руссик.
В обители хранятся мощи многих святых: глава св. великомученика Пантелеймона, частицы Честного Креста, а также мощи святого Иоанна Крестителя, святых апостолов Петра, Андрея, Матфея, Варфоломея, Фомы, Варнавы, Луки, святого первомученика Стефана, святого Прохора, святителя Амвросия Медиоланского, святителя Григория Паламы и преподобного Силуана, удивительного старца нашего времени.
Богата библиотека монастыря, расположенная в отдельном двухэтажном здании. Она содержит около 1320 греческих и 600 славянских рукописей. Особо стоит отметить богато украшенные миниатюрами Евангелие и 16 Слов свт. Григория Богослова. Кроме того, в библиотеке хранится более 20 000 печатных греческих, славянских и русских книг.


Братия монастыря насчитывает более 50 монахов.

Монастырь Констамонит

Констамонит расположен в лесу, в получасе ходьбы от берега между Дохиаром и Зографом. Основателем монастыря считаются Константин Великий и его сын Констанций. Впервые о монастыре упоминается в документах XI века, откуда явствует, что основание его связано с отшельником по имени Констамонит. До пятнадцатого века о монастыре мало что известно.
Единственное, что ему оказывали помощь сербские правители, среди которых в XV веке были Георгий Бранкович и Анна. 
Пожар 1717 года уничтожил восточное крыло монастыря. В XIX веке с помощью Василики, жены Али Паши из Янины, при настоятеле Хрисанфе начинается возрождение монастыря. Энергичный игумен Симеон в 1871 году построил собор на развалинах старого храма, восстановил и другие постройки. Собор освящен во имя первомученика архидиакона Стефана.
Констамониту принадлежат, помимо собора ещё 9 храмов на своей территории и вне ее, а также келья, находящаяся в Карее. В монастыре хранится чудотворная икона св. Стефана VIII века и две чудотворные иконы Пресвятой Богородицы – «Портаитиса» (Вратарница) и «Антифонетрия» (Дающая свет). 
В монастыре хранятся: частицы животворящего Креста Господня, мощи святого Андрея Первозванного, святого Первомученика Стефана, святого Константина Великого, священномученика Власия Севастийского, святого Артемия, святого Аглайя и многих других святых.
Библиотека Констамонита содержит 110 рукописей и около 5000 печатных книг. 

Монастырь сегодня населяют 30 монахов.